Психологическая подготовка ребенка к ортодонтическому лечению

Не всегда ребенка с зубочелюстно-лицевой аномалией можно вылечить только ортодонтическими методами. Чем резче выражено нарушение, тем шире показания к комплексному лечению. Психотерапия, лечебная гимнастика, физиотерапия, хирургические мероприятия, зубное и зубочелюстное протезирование и другие виды лечебной помощи могут предшествовать ортодонтическому лечению, сочетаться с ним или следовать за ним.

Успех ортодонтического лечения зависит от контакта ребенка с родителями и врачом. Для достижения хорошего контакта следует устранить у ребенка чувство страха перед предстоящим лечением, внушить необходимость данного лечения, убедить в его пользе. Достигается это разъяснительной работой. Беседы с ребенком следует проводить в спокойном, уверенном тоне, они должны способствовать взаимопониманию.

Чтобы завоевать авторитет у пациента, нужно давать точные ответы на задаваемые им вопросы, разъяснять процесс лечения, его трудности и возможность достижения положительных результатов при хорошем контакте с врачом. Дети чувствуют искренность и доброжелательность взрослых и отвечают доверием. При знакомстве с пациентом выявляют его реакцию на приход к врачу и обращают внимание на поведение ребенка. Расширенные зрачки, румянец или бледность кожи, потливость лба и рук, учащенное дыхание свидетельствуют о повышенной нервной возбудимости.

Перед началом лечения показана психологическая подготовка (коллективная и индивидуальная). Коллективная подготовка заключается в проведении беседы с детьми, их родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками, которые принимают участие в воспитании детей. При беседе убеждают в необходимости устранения зубочелюстных аномалий, объясняют их влияние на развитие смежных органов и всего организма, демонстрируют слайды, фотоснимки, плакаты, свидетельствующие об эффективности лечения. Большое внимание уделяют борьбе с вредными привычками.

Во время индивидуальных бесед учитывают поведение ребенка в коллективе, тип его нервной деятельности, возрастные особенности развития организма и психики. Задачи психологической подготовки в любом возрасте состоят в выработке у пациента волевых усилий, которые помогают преодолеть вредные привычки и затруднения, связанные с пользованием ортодонтическими аппаратами.

Важно также укрепить в ребенке уверенность в своих силах и возможностях. Если ребенок ускользает из-под контроля, то он может сознательно вынуть аппарат изо рта. Во время психологической подготовки к лечению не следует прибегать к тактике высмеивания, угроз. Наказание ребенка не приносит желаемых результатов, так как вызывает у него раздражение, страх, гнев, отчужденность, скрытый или явный протест.

Применение лечебных средств желательно согласовывать с законным представителем ребенка. Пользование ортодонтическими аппаратами развивает у ребенка чувство ответственности, что благотворно отражается на воспитании черт характера ребенка. При лечении пациента с вредными привычками одновременно с психотерапией применяют седативные средства.

С целью устранения бруксизма, эффективно самовнушение. При устойчивых вредных привычках эффективно внушение в состоянии гипнотического сна. Гипноз применяют в комплексе с ортодонтическим лечением. С его помощью можно облегчить адаптацию пациента к ортодонтическим аппаратам и устранить неправильное глотание, привычное ротовое дыхание и другие нарушения функций.

При психологической подготовке пациентов в возрасте до 6 лет особое внимание уделяют разъяснению детям и их родителям сущности этапов лечения, возможности сотрудничества с врачом, говорят о влиянии вредных привычек и нарушений функций зубочелюстной системы на развитие организма.

В период смены зубов (6-12 лет) стремятся сделать пациента активным помощником в лечении. Если до этого периода вредные привычки сосания, прикусывания губ, языка, различных предметов не были устранены, то возникает необходимость в применении гипнотерапии.

Подростки в период активного формирования личности тяжело переживают непривлекательность своего внешнего вида, обусловленную зубочелюстными аномалиями.

Ортодонтическое лечение способствует изменению эстетики лица и поведения в коллективе. Психологическая подготовка в этом возрастном периоде дает хорошие результаты. При подготовке пациентов к ортодонтическому лечению следует разъяснять, что неудобства, связанные с пользованием съемных или несъемных аппаратов, временные.

Обсуждение закрыто.